Здоровье дошкольников – важный вопрос, который волнует родителей детей от 0 до 7 лет.
Именно в этом возрасте внимание врачей, педагогов и, разумеется, родителей, должно быть сосредоточено на любых отклонениях в физическом и психическом состоянии детей. Но этот вопрос должен волновать не только родителей, в общенациональном плане это стратегическая задача государства.
По статистике, XXIй век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. На 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5% возросла численность детей 3й группы здоровья с отчётливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.
Основная проблема низкий уровень знаний о ценности своего здоровья и здоровья своих детей. Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. Если мы, взрослые люди, это понимаем, и при этом сознательно вредим себе, то это наш и только наш выбор. Здоровье дошкольников, совершенно другой вопрос, оно полностью на нашей совести.
Современные дошкольные образовательные программы составлены достаточно грамотно и обоснованно, но они акцентированы на вопросах гигиены и безопасности. Это, конечно, чрезвычайно важные условия, как для нормальной адаптации ребёнка в обществе, так и для сохранения его жизни в целом. Но более глубокая задача привить ребёнку необходимость быть здоровым, а значит, активным, дееспособным и не представляющим угрозы здоровью других членов общества. Хоть детские пижамы оптом берите, но защитите здоровье ребенка. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанность его беречь.
Здоровье дошкольников – это результат их внутриутробного развития, перенесённых родов и жизни в младенчестве. То, что сложилось база для дальнейшего строительства детского организма. Ребёнок-дошкольник более активен и самостоятелен, чем новорожденный малыш, но при этом, пока ещё совершенно не адекватен во многих сферах жизнедеятельности и не может обходиться без контроля взрослых. Дошкольник способен обнаружить у себя какие-то проблемы со здоровьем и сообщить об этом взрослым, но, во-первых, он не умеет чётко формулировать свои мысли, а во-вторых, склонен фантазировать и приписывать себе несуществующие болезни. Плохо, что взрослые иногда не придают значения важным симптомам, на которые указывает дошкольник, но и чрезмерное внимание к любой мелочи, также, нежелательно.
Важно прислушиваться к детям, чаще обращать внимание на их состояние, перемены настроения, советоваться со специалистами, периодически обследовать даже вполне здоровых детей, систематизировать информацию. Полезно обращаться к литературе (специальной и публицистической), участвовать в тематических обсуждениях, посещать занятия в консультационных центрах. И, получая знания, делать всё возможное, чтобы сохранить здоровье наших дошкольников.
Пословицы о здоровье
Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
Болезнь человека не красит.
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
Здоров будешь - все добудешь.
Здоровье дороже денег.
Здоровью цены нет.
Здоровья за деньги не купишь.
Где здоровье, там и красота.
В здоровом теле, здоровый дух.
Стихотворение «Будем мы всегда здоровы!»
Будем мы всегда здоровы, Закаляться мы готовы,
И зарядку выполнять: Бегать, прыгать и метать!
Будем мы всегда здоровы, И друг другу скажем снова:
Вместе с солнышком проснись, На зарядку становись!
Будем мы всегда здоровы, И спросите у любого,
Физкультурой нам не лень
- Заниматься каждый день!
Детям задает Доктор Айболит вопросы, а дети отвечают, что «полезно», а что «вредно» и рассказывают ПОЧЕМУ.
- Чистить зубы по утрам и вечерам.
- Кушать чипсы и пить газировку.
- Мыть руки перед едой, после прогулки и посещения туалета.
- Гулять на свежем воздухе.
- Гулять без шапки под дождем.
- Объедаться конфетами, пирожными и мороженым.
- Делать по утрам зарядку.
- Закаляться.
- Поздно ложиться спать.
- Кушать овощи и фрукты.
Психогимнастика «Поделись улыбкою своей».
Рано утром детский сад всех ребят встречает,
Там игрушки ждут ребят, в уголках скучают.
Ты по-доброму, очень весело улыбнись,
С тем, кто хмурится, своей радостью поделись!
И в ладоши мы звонко хлопаем – раз, два, три,
Мыльные, разноцветные пускаем мы пузыри.
(Дети «понарошку» пускают мыльные пузыри).
Гимнастика пробуждения «Бабочка»
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно поклонилась.
Три – взмахнула крыльями.
Четыре – спинку выгнула.
Пять – на ножки прыгнула.
(Повторяется 3 р.)
Детская художественная литература
О физическом воспитании - Е. Кан «Наша зарядка»; В. Суслов «Про Юру и физкультуру».
· О закаливании - М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял»; О. Высотская «Волны»; С. Михалков «Про мимозу»; В. Лебедев-Кумач «Закаляйся!»
· О сне - П. Воронько «Спать пора»; Н. Лоткин «Тихий час»; С. Михалков «Не спать»; С. Маршак «Дремота и зевота».
· О санитарно-гигиенических навыках - А. Кузнецова «Кто умеет?»; Н. Найденова «Наши полотенца»; М. Яснов «Я мою руки»; К. Чуковский «Мойдодыр».
· О прогулке - А. Барто «Прогулка»; И. Беляков «На санках»; Е. Благинина «Прогулка»; И. Залетаева «Скакалочка»; В. Донникова «На катке»; Г. Глушнев «Горка»; А. Кузнецова «Качели»; «Зимой»; Г. Ладонщиков «Золотистая гора»; «В день морозный»; «Помощники весны»; С. Михалков «Прогулка».
· О болезнях, их лечении и профилактике - Р. Кудашева «Петушок»; С. Михалков «Прививка». М. Кривич, О. Ольгин «Школа пешехода»; С. Михалков «Дядя Степа милиционер», «Шагая осторожно...»; В. Семернин «Запрещается — разрешается!»; И. Серяков «Горят огни на перекрестках»; О. Тарутин «Для чего нам светофор».